ВАШИНГТОН, 26 июня. /ТАСС/. Древний предок черепахи, найденный в Германии, помог ученым понять происхождение панциря. Об этом сообщила газета "Вашингтон пост".
Этот вид получил название Pappochelys, что на греческом означает "дедушка черепахи". Его ископаемые останки были обнаружены в известняковом карьере близ Штутгарта в Германии.

Ученые считают, что представители данного вида населяли землю в середине триасового периода 240 млн лет назад. По морфологическим признакам он является переходным между древнейшими известными предками черепахи - Eunotosaurus, жившим 260 млн лет назад, и Odontochelys, обитавшим на нашей планете 220 млн лет назад.

Длина животного составляет 20 см от кончика носа до хвоста. По данным ученых, описавших этот вид, "у него были тонкие лапы и причудливое квадратное тельце".
Для исследователей находка крайне важна: по останкам "дедушки черепахи" видно, что у него только начинали формироваться спинной щит панциря - карапакс и брюшной - пластрон. Они появились у черепах значительно позже - только через 20 млн лет. При этом у Pappochelys уже было два отверстия в височной части черепа, необходимых для крепления челюстных мышц. Они характерны для видов, к которым относятся крокодилы, некоторые змеи и ящерицы.

"Костные структуры этого вида, похожие на ребра, уже начали срастаться, формируя то, что впоследствии станет брюшной пластиной у черепах, - пояснил сотрудник Национального музея естественной истории Ханс-Дитер Зуес. - Pappochelys - переходный вид, а они - самые важные в палеонтологии, потому что помогают изучить ход эволюции и делать самые неожиданные открытия".

Источник: http://tass.ru/nauka/2073717

К истории черепах прибавили недостающее звено
30.07.2015 13:09

Ранняя эволюция черепах до сих пор изучена довольно плохо. Новая находка одного из древнейших представителей этой группы дает ученым ответы на некоторые вопросы и в целом проясняет детали появления закованных в панцирь современных рептилий.

Остатки среднетриасовой рептилии Pappochelys, то есть "дедушка черепах" были найдены палеонтологами на территории современной Германии. Около 240 млн лет назад в этих местах располагалось пресное тропическое озеро, в донных отложениях которого исследователи обнаружили остатки 18 особей животных, приходящихся далекими предками современным черепахам.

"Вопрос о том, как черепаха получила свой панцирь, с давних пор интересует эволюционных биологов. В случае Pappochelys мы видим, что его живот был защищен массивными палочкообразными костями, некоторые из которых уже слились друг с другом, – рассказал один из авторов исследования, доктор Ханс-Дитер Сьюз из Национального музея естественной истории. – Этот этап эволюции панциря черепах был давно предсказан на основании эмбриональных данных, но до сих пор ни разу не наблюдался в окаменелостях".

Паппохелисы были небольшими околоводными рептилиями длиной порядка 20 см. У них имелись длинные хвосты, широкие туловища и нечто, напоминающее клюв современных черепах. Маленькими колышкообразными зубами они хватали насекомых, червей и мелких ящериц, а с помощью хвоста уверенно передвигались в воде. Совсем не черепашья скорость была важным условием выживания, ведь соседями "дедушек черепах" по озеру были пятиметровые хищные амфибии Mastodonsaurus, а на суше их поджидали шестиметровые крокодилы Batrachotomus.

Изучение Pappochelys показало, что нижняя часть панциря черепах – пластрон – формируется путем слияния ребер и элементов плечевого пояса. В эволюционном отношении эти животные занимают промежуточное положение между двумя другими ранними предками черепах – Eunotosaurus и Odontochelys. Eunotosaurus считается старейшим предшественником черепах, он жил около 260 млн лет назад в современной Южной Африке и характеризуется очень широкими ребрами и практически полным отсутствием межреберных мышц. Как и у Pappochelys, у Eunotosaurus имелся достаточно длинный и тонкий хвост. В свою очередь Odontochelys обитал на территории современного Китая 220 млн лет назад и уже имел полностью развитый пластрон, длинный хвост и челюсти с мелкими зубами.

Pappochelys отлично вписывается между двумя этими предками черепах не только по возрасту, но и по деталям строения панциря, отмечают ученые. Кроме того, особенности черепа паппохелиса предоставляют убедительные доказательства того, что черепахи тесно связанны с такими современными рептилиями, как ящерицы и змеи.

"Pappochelys действительно представляет собой недостающее звено, причем сразу по двум причинам. Во-первых, он намного старше, чем все до сих пор известные черепахи. Во-вторых, его анатомия является более примитивной в отношении многих черт, показывая нам исходное строение различных областей тела предковых форм черепах", – отметил соавтор исследования, палеонтолог Государственного музея естественной истории в Штутгарте Райнер Шох.

Источник: http://www.paleonews.ru/index.php/new/594-pappochelys