В Европе античных времен черепаха ввиду большого количества откладываемых ею яиц считалась символом плодородия, ввиду "тихой сдержанности" - олицетворением нравственной любви, ввиду долголетия - синонимом непреклонного жизнелюбия. В патристике это "живущее в иле" животное рассматривалось как символ зависимости от земли, однако св. Амвросий указывал, что из панциря черепах можно изготовить музыкальный инструмент с семью струнами, игра на котором радовала бы сердце. Защитная функция панциря черепахи еще в древности использовалась в магических обрядах (для защиты от града и колдовства), а глаза черепахи в золотой оправе служили амулетом против сглаза.
Черепаха, с наполненным ветром парусом на спине, была эмблемой (impresa) Козимо Медичи (1389-1464). Сопроводительным девизом была фраза "Festina lente" [лат. - "Спеши медленно"], что значит: не торопись, но будь уверен в том, что делаешь. В алхимии черепаха символизирует материю в начале процесса преобразования.

Черепаха-воин
Черепаха идет на войну. Выбирая товарищей, отвергает пуму, волка, ястреба, берет с собою кузнечика, шило, щетку, головню, маленьких черепашек и тому подобных персонажей. По пути часть из них или все пропадают. Обычно воину-черепахе каким-то образом удается отрезать голову спящему вождю или его дочери, но враги хватают его. Черепаха притворяется, будто не боится огня, ножа и т.п., поэтому ее топят. Оказавшись в воде, она с триумфом возвращается домой. Встречаются варианты, когда воин-черепаха возвращается домой с полдороги или убит врагами.

Черепаха-чудовище
Группа воинов возвращается из похода. Обнаружив на суше огромную черепаху, люди садятся на нее, прилипают, и рептилия уползает с ними в воду. Основанный на данном мотиве сюжет принадлежит к характерной для индейцев Америки жанровой категории – рассказам о приключениях охотников или воинов. У одного из племен индейцев описывается не черепаха, а змея, причем прилипает к ней не группа воинов, а громовая птица.

У народов Юго-Восточной Азии черепаха была символом земли, моря, долголетия и прочности. Божество моря Тхэн Биен представлялось в виде гигантской черепахи, покоящейся на дне моря. Морские приливы и отливы объяснялись ритмом его дыхания: вдох - отлив, выдох - прилив. Если черепаха начинала ворочаться, на море поднимались волны и начиналась буря.

У вьетов черепаха входила в число четырех сверхъестественных животных: феникс, дракон, черепаха и единорог (или лошадь-дракон). В первых числах нового года вьеты справляли Праздник весны. Впереди торжественной процессии шли знаменосцы с пятью белыми флагами, символизировавшими пять элементов, и четырьмя разноцветными, символизировавшими стороны света. "Вслед за четырьмя флагами "сторон света" несли еще четыре. На первом был изображен дракон - символ императорской власти, а также символ водной стихии, на втором лев (символ силы, символ земных сил), на третьем - черепаха (символ мудрости) и на четвертом - мифическая птица-феникс (символ бессмертия)".

мифическая черепахаЧерепаха с древнейших времен во многих странах олицетворяла такие важные понятия, как:
1. Вселенная, время
2. Бессмертие, долголетие
3. Сила, терпение, выносливость, постоянство, медлительность
4. Воды
5. Луну, Мать-Землю
6. Начало творения
7. Плодородие, продление рода
8. Прочный и спокойный мир
9. Серебро, золото

У индейцев Америки Космическое Древо растет из спины черепахи. Символизм героя-создателя мира поддерживается в мифологии североамериканских индейцев, где черепаха поднимает сушу из глубин. Также в мифологии американских индейцев черепаха представляла стихию Земли, матери всех жирных существ, питающей их и принимающей в себя после окончания жизненного цикла.

Индейцы ассоциировали черепаху с лунным и менструальным циклами, а также с силой женского начала. Панцирь некоторых черепах состоит из тринадцати пластин, а лунный год состоит из тринадцати лунных циклов. Многие предполагают, что именно на этой основе возникла символическая связь между луной и черепахой. Черепаха - символ великой праматери мира.